Составлено к учебнику: Волощук Е.В., Слободянюк Е.М. «Литература (русская и зарубежная)» для общеобразоват. учеб. заведений с обуч. на рус. яз. : учеб. для 8-го кл. – Киев : Генеза, 2016 в соответствии с учебной программой, утвержденной Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины (приказ Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 06.06.2012 г. № 664): Учебные программы для общеобразовательных учебных заведений. 5–9 классы. – Киев: Изд. дом «Освіта», 2013 (с учетом изменений, утвержденных приказом МОН Украины от 29.05.2015 № 585). За новою програмою, зі змінами 2016 року.
Формат файлу: .docx
№ | Тема | К-во часов | Дата |
І СЕМЕСТР | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ. Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Значение личности в создании культуры. Понятие о диалоге культур. Роль переводной литературы в диалоге разных национальных литератур. | 1 | |
ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЭЗИИ ВОСТОКА | |||
2 | Омар Хайям. Краткие сведения об авторе. Размышления, жизненные наблюдения и их обобщение в творчестве Хайяма. Понятие о рубаи. | 1 | |
3 | Утверждение идеи права человека на счастье и радости жизни. Афористичность и метафоричность поэтического языка. | 1 | |
4 | Шота Руставели. Краткие сведения об авторе. Национальное своеобразие грузинской культуры (народные песни, архитектура, декоративно-прикладное искусство, обычаи).«Витязь в тигровой шкуре». Национальный колорит произведения. | 1 | |
5 | «Витязь в тигровой шкуре». Воспевание в поэме мужества и героизма.Понятие о героическом в литературе. | 1 | |
6 | «Витязь в тигровой шкуре». Воспевание в поэме высоких человеческих качеств, дружбы и преданности. | 1 | |
7 | Из резервных часов. Контрольная работа № 1. Раздел «Из средневековой поэзии Востока». | 1 | |
8 | Урок внеклассного и семейного чтения.Низами. Хафиз. Газели. | ||
ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ | |||
9 | Краткая характеристика эпохи Возрождения (хронологические рамки, основные ценности, выдающиеся представители).Основные сведения о Шекспире.Понятие о драме как литературном роде. Трагедия как жанр драмы. Диалог и монолог. | 1 | |
10 | «Ромео и Джульетта». Тема любви в трагедии: утверждение величия и красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду. | 1 | |
11 | «Ромео и Джульетта». Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. | 1 | |
12 | «Ромео и Джульетта». «Светлый трагизм» финала произведения. Роль комических образов. | 1 | |
13 | Из резервных часов.Вечные образы: Ромео и Джульетта. | 1 | |
14 | Урок развития речи.Инсценировка отрывков драматического художественного произведения. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». | 1 | |
15 | Мигель де Сервантес Сааведра. Основные сведения о жизни писателя.«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (отдельные главы). «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы | 1 | |
16 | «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Конфликт иллюзии и действительности. Самоотверженность главного героя. | 1 | |
17 | «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы. Дон Кихот как вечный образ. | 1 | |
18 | «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Нравственно-философская и социальная проблематика романа. Выбор жизненного идеала. «Донкихотство» как социальное явление. Глубина и современность произведения. | 1 | |
19 | Урок развития речи.Отражение в вечном образе вечных противоречий жизни (письменно). | 1 | |
20 | Из резервных часов. Контрольная робота № 2. Раздел «Вечные темы и образы в литературе епохи Возрождения». | 1 | |
21 | Урок внеклассного и семейного чтения. Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (отрывки). | 1 | |
РАЗНООБРАЗИЕ ЖАНРОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX СТОЛЕТИЯ | |||
22 | Александр Сергеевич Пушкин. «И.И. Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» (1825). Ссылка в Михайловское и ее влияние на творчество поэта. А.С. Пушкин и декабристы. Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта.Жанр послания и его место в лирике Пушкина. | 1 | |
23 | «Капитанская дочка». Интерес поэта к истории и его отражение в творчестве. Тема русской истории в творчестве Пушкина. Соотношение исторического факта и вымысла. | 1 | |
24 | «Капитанская дочка». Тема «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Образ Пугачева. Фольклорные традиции в создании образа. | 1 | |
25 | «Капитанская дочка». Гринев как герой-рассказчик, особенности эволюции характера. Тема долга и чести. Гринев и Швабрин. | 1 | |
26 | Урок развития речи.«Капитанская дочка». Сравнительная характеристика литературных персонажей (Гринев и Швабрин) | 1 | |
27 | «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. | 1 | |
28 | «Капитанская дочка». Судьба человеческая и судьба народная в повести. Смысл названия. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на историю. Образ Савельича. | 1 | |
29 | Из резервных часов.«Капитанская дочка». Особенности композиции произведения. Роль эпиграфов. Художественные функции сна Гринева, портрета, пейзажных описаний. | 1 | |
30 | Михаил Юрьевич Лермонтов. «Я жить хочу, хочу печали…», «Желание», «Молитва».Жизнь поэта в Петербурге. Активная творческая деятельность и разочарование в свете. Причины повторной ссылки на Кавказ. Биографическое начало в лирике Лермонтова. | 1 | |
31 | «Поэт». «Вечная» тема – назначение поэзии, призвание поэта. | 1 | |
32 | «Выхожу один я на дорогу…».Мотивы безысходности и одиночества, «горечи и злости»; особенности мировосприятия лирического героя. Своеобразие поэзии: трагизм поэтического видения мира. | 1 | |
33 | Из резервных часов. Контрольная работа № 3. Раздел «Разнообразие жанров в русской литературе ХІХ столетия» (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). | 1 | |
34 | Урок внеклассного и семейного чтения.Поэма «Корсар» М.Ю. Лермонтова. | 1 | |
ІІ СЕМЕСТР | |||
35 | Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя в Петербурге. Дружба с Пушкиным, и ее значение для развития таланта Н.В. Гоголя.История создания комедии «Ревизор». Сюжет. Смысл названия и эпиграфа. | 1 | |
36 | «Ревизор». Особенности конфликта, основные стадии его развития. Своеобразие завязки, кульминации и развязки. Чтение писем в начале комедии и в финале как композиционный прием.Страх как основа развития комедийного действия. | 1 | |
37 | «Ревизор». Городничий и чиновники. Обобщенные образы чиновников. Средства создания характеров в комедии. Сатирическая направленность комедии. | 1 | |
38 | «Ревизор». Образ Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. | 1 | |
39 | «Ревизор». Сила обличения социального зла в комедии. Образ типичного провинциального уездного города. | 1 | |
40 | Из резервных часов.Роль гиперболы и гротеска в художественном мире комедии. Смысл финала в произведении. Трагическое и комическое в пьесе. | 1 | |
41 | Урок развития речи.Письменная характеристика одного из персонажей комедии (по выбору учащегося) с высказыванием личного отношения к нему. | 1 | |
42 | Урок внеклассного и семейного чтения. Н.В. Гоголь. «Нос». | 1 | |
43 | Иван Сергеевич Тургенев. Основные сведения о жизни и творчестве писателя.Стихотворения в прозе «Воробей», «Памяти Ю.П. Вревской». Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие художественного содержания и формы стихотворений в прозе: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира в произведениях цикла. Красота и величие природы и человека как первооснова бытия. Средства создания лирического героя. | 1 | |
44 | «Ася». Естественное стихийное чувство Аси и Н.Н., его грустная судьба в мире социальных, культурных, психологических барьеров, воздвигнутых обществом. | 1 | |
45 | «Ася». Автор и рассказчик. Лиризм повести. | 1 | |
46 | «Ася». Образ «тургеневской девушки». Самобытный, обаятельный образ героини. | 1 | |
47 | «Ася». Злободневное и вечное в повести. Проблема счастья в повести. | 1 | |
48 | Контрольная работа № 4.Раздел «Разнообразие жанров в русской литературе ХІХ столетия» (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев) | 1 | |
49 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя-сатирика. «Сказки для детей изрядного возраста» как итоговое произведение Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик». Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. | 1 | |
50 | «Премудрый пискарь». Развитие образов и идей народных сказок и новые приемы социальной сатиры. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. | 1 | |
51 | Из резервных часов. «Дикий помещик». Развитие образов и идей народных сказок и новые приемы социальной сатиры. Сатирическое обличение общественных пороков. Аллегория и фантастика в сказках. | 1 | |
52 | Урок внеклассного и семейного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «Коняга», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Соседи», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла», «Кисель». | 1 | |
53 | Лев Николаевич Толстой. Основные сведения о жизни и творчестве писателя. «После бала». Реальная основа рассказа. Смысл названия. | 1 | |
54 | «После бала». Особенности сюжета и композиции рассказа. Прием контраста в рассказе. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей.Позиция писателя. | 1 | |
55 | Контрольная работа № 5. Раздел «Разнообразие жанров в русской литературе ХІХ столетия» (М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой). | 1 | |
ПРОБЛЕМЫ, ВОЛНУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА МЫСЛЯЩЕГО В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ СТОЛЕТИЯ | |||
56 | Максим Горький. Основные сведения о жизни и творчестве писателя. «Старуха Изергиль». Особенности повествования. | 1 | |
57 | «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в произведении. Роль пейзажных и портретных зарисовок в рассказе. Афористичность языка. | 1 | |
58 | Урок развития речи.Контрольное сочинение-рассуждение по одному из афоризмов Горького («Вот что может сделать Бог с человеком за гордость», «В жизни всегда есть место подвигам»). | 1 | |
59 | Антуан де Сент-Экзюпери. Основные сведения о жизни и творчестве писателя.«Маленький принц». Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской сказке. Понятие о сказке-притче. Подтекст. | 1 | |
60 | «Маленький принц». Образы взрослых в произведении. Роль метафоры и аллегории в повести. | 1 | |
61 | «Маленький принц». Символическое значение образа маленького принца. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. | 1 | |
62 | «Маленький принц». Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Мечта о разумно устроенном и справедливом мире. | 1 | |
63 | Урок внеклассного и семейного чтения. А. де Сент- Экзюпери «Планета людей». | 1 | |
64 | Аркадий Натанович Стругацкий, Борис Натанович Стругацкий. Краткие сведения о жизни и творчестве.«Трудно быть Богом». История и современность в романе. Смысл названия романа. | 1 | |
65 | Идея «прогрессорства» и ответственности за совершаемые поступки. | 1 | |
66 | Роль представителя процветающей гуманной цивилизации в мрачном жестоком Средневековье. Социально-нравственная проблематика романа. | 1 | |
67 | Образ Антона – Руматы, человека неравнодушного, искреннего, сострадающего. | 1 | |
68 | Урок развития речи.Монологическое высказывание на тему «Трудно быть Богом, трудно ли быть Человеком?» | 1 | |
69 | Из резервных часов.Контрольная работа № 6.Раздел «Проблемы, волнующие человека мыслящего, в литературе ХХ столетия». | 1 | |
70 | Из резервных часов. Обобщение и систематизация изученного в 8-м классе. | 1 |